Философские движения

Аморализм

 

 

Аморализм (от греч. а — отрицательная частица и лат. moralis — нравственный), имморализм, принцип практической или идейной ориентации, включающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным нормам и принципам. На практике аморализм может быть связан с нравственной неразвитостью того или иного индивида или порождаться социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности. В теории аморализма обычно подменяет моральные критерии утилитарно-прагматическими, конъюнктурно-политическими, эстетическими или же индивидуалистическими соображениями свободы, самоутверждения, наслаждения, выгоды личности и т. п.
 Как сознательная жизненная позиция аморализм возникает с разложением родоплеменных отношений, отделением нравственности от автоматически действующих обычаев, традиционных норм поведения и возникновением индивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося уклада жизни. В античном обществе, когда резко ускоряется ломка традиционных родовых устоев и учащается столкновение между различными обычаями и сословными нормами, аморализм выражается в признании полной относительности, условности и прагматичности всяких принципов и норм морали, в отрицательном отношении к ценностям общественной культуры (киники, некоторые софисты). В дальнейшем аморализм становится характерным явлением классово-антагонистического общества, где господствующая мораль нередко сопровождается практическим аморализма, а оппозиция к ней подчас переходит в неприятие всякой нравственности вообще. В эпоху Возрождения принцип аморализма у некоторых идеологов молодой буржуазии и феодальной церкви (Макиавелли, иезуиты Лойола, Лигуори, Бузенбаум) имел тот смысл, что мораль должна быть полностью подчинена политическим задачам, ради осуществления которых оправданы любые методы («цель оправдывает средства»). С середины 19 в. в условиях духовного кризиса буржуазной культуры получают развитие идеи т. н. эстетического имморализма у Ф. Ницше с его апологией спонтанной жизненной силы как высшей ценности, не подлежащей суду нравственности (под последней же понимается лишь «рабская мораль толпы», нивелирующая личность и противодействующая утверждению выдающейся индивидуальности).
 В наиболее циничной и человеконенавистнической форме аморализм проявился в идеологии и практике фашизма (культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). В сущности к аморализму ведёт всякая попытка «упразднить» принципы общечеловеческой нравственности, например объявить предрассудками совесть, человеколюбие, уважение к личности.
 В антагонистическом обществе эксплуататорские классы не заинтересованы в соблюдении принципов нравственности, даже когда они декларируются официальной идеологией, если эти принципы не отвечают узкокорыстным целям классового господства.

***

Комментарий:

Проблема аморальности является, пожалуй, одной из самых старых. Она существовала во все времена, во всех обществах. Менялись представления об этике, морали, нравственности, гуманности, но никогда не менялось безразличие и равнодушие к ним.
С точки зрения современного обывателя аморализм является чем-то, безусловно, неприятным и омерзительным, но вполне естественным для общества. СМИ чуть ли не ежедневно передают о совершаемых чудовищных убийствах, изнасилованиях, всевозможных извращениях – во многих таких случаях преступники оказываются совершенно беспринципными людьми, руководствующиеся в своих действиях одними лишь желаниями.
К этому стоит добавить растущее (особенно в подростковой и молодежной средах) негативное отношение к морали, чести, достоинству, закону. Эгоизм и эгоцентризм становятся все более распространенными в обществе. Падение нравственных устоев сопровождается массовой деградацией населения планеты. Широкая и разнообразная индустрия развлечений делает из человека послушную куклу-машину, не задумывающуюся о том, что он делает. Нестабильность мировой экономики, неравномерное распределение капитала и гигантские пропасти между богатыми и бедными лишь усугубляют общую картину. Охвативший планету глобальный финансовый кризис оказывает свое разрушительное воздействие.   
Все это наводит на мысль о том. что миром правит отнюдь не демократия и законно избранные правительства, а некая «теневая» группа людей, так называемая «корпорократия», которой по каким-то своим причинам выгодно сеять хаос и насилие в обществе. Безусловно, в такую сложную и противоречивую эпоху, как нынешняя многие «аморалисты» наживаются на бедах других людей. Нам лишь остается мириться с таким положением дел и надеяться, что когда-нибудь дух морализма победит…   
 

По материалам: http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/045/567.htm




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна