Философские движения

Санкхья – философская школа Индии

 

 

Санкхья, философская школа Индии, занимает не последнее место среди множества индийских философских движений. Перевести название школы можно как «перечисление» или «исследование» и «размышление». Санкхья чем-то напоминает Йогу, хотя её место зарождения, как и время, до сих пор не установлены.

Основные авторитеты санкхья

Данная философия стала основополагающей для возникновения буддизма. Это была своеобразная реакция пантеизму упанишад. Существует мнение, что изначально санкхья была неким «перечислением» основных понятий веданты, которая излагалась в упанишадах. И если в древние времена она ещё не упоминалась, то часто проскальзывали понятие и идеи, которые позднее вылились в философское учение санкхья.

По преданию, основоположником учения был некий мифический мудрец Капила, имя которого встречается только в легендах Рамаяна, Пурана и Махабхарата. И если существование Капила расценивать, как правду, то его непосредственным учеником был некий Асури, личность которого в истории также малоизвестна. А вот второй глава школы санкхья, философ Панчашикха, более знаком историкам. Также по индийским источникам известны и другие приверженцы этого течения, в число которых входит Виндхьявасак (Виндхьявасин), который проживал в 1 веке.

Расцвет школы и её влияние на философские течения

Начало расцвета индийской философской школы санкхья припадает на 1 век нашей эры. В это время философия оказывает существенное влияние на образование, основанное на неоплатонических и гностических учений. Всё это происходит благодаря тесным на то время отношениям между Индией и Александрией. Особенно хочется подчеркнуть влияние санкхья на гностицизм, которое вылилось в учении антагонизма (связь между материей и духом, делении людей на классы и отождествлении духа, как света). Также это коснулось понятий о личном существовании разума и воли.

Стоит отметить, что учение Плотина о том, что душа не зависит от изменений и страданий, что является атрибутом только материального, также позаимствовано из индийской школы. В результате обещания двух философских школ сходятся в одном — людей нужно избавить от страдания, поскольку человек не обязан быть привязан к чувственному миру и постоянно стремиться к истине за счёт постоянного созерцания. Душа, по мнения приверженцев санкхьи, схожа с зеркалом, в котором отображаются образы окружающих нас предметов.

Что же касается самой Индии, то данное философское течение оказало сильное влияние на развитие религиозной жизни страны. Подтверждением этому являются самая главная литература данной философии — законы Ману, и другая литература, в которых находятся доктрины санкхья.

Пессимистический взгляд

Грубо говоря, санкхья является неким пессимистическим взглядом на мир, где сознательная жизнь есть страдание, и даже радости бытия всё равно приводят к ним. Абсолютным злом считается неизбежное возвращение смерти для каждого нового существования.




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна