Философские движения

Космизм

 

 

Космизм: мироощущение, философия или религия?Космизм (греч. kosmos - организованный мир, kosma - украшение) – философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира» а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу.
В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В религиозных системах Космизм является неотъемлемой частью теологии. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта–Лапласа об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана; разлетающихся галактик Э. Хаббла; теории относительности А. Эйнштейна.
Нередко космизм сводят к какой-то одной идее, понимают под космизмом особое миросозерцание или толкуют о единстве человека и космоса. На сомом деле всё не так: феномен космизма имеет многоуровневую структуру.
Две с половиной тысячи лет назад Пифагор впервые использовал слово «космос», подразумевая, впрочем, мировую гармонию. В сегодняшних толковых словарях написано, что космос – это вселенная как целое.
Николай Коперник заявил о движении Земли в космосе. Потом были Джордано Бруно (чего стоит только одно его сочинение «О бесконечности, вселенной и мирах», написанное в 16-м веке!) и Галилео Галилей. Наш соотечественник А.Л.Чижевский окончательно разрушил геоцентризм: заявил о небесном статусе жизни, установил, что всё в живой природе на Земле пульсирует в ритме, наведённом космосом. Четыре столетия потребовалось человечеству, чтобы придти к гелиоцентризму, понять, что пульсации активности Солнца влияют на всё земное и индуцированы космосом. Жизнь – явление космическое.
Один из наиболее важных выводов Чижевского состоит в том, что Солнце не только «лепит» лик Земли, но и провоцирует социально-политические гримасы на этом лике.
Солнечное излучение влияет на состояние психической сферы людей, разумеется, у всех по-разному. Изменение солнечной активности вызывает то или иное отклонение жизненных функций от нормы. Мера этих отклонений индивидуальна, однако важно, что они происходят синхронно. В связи с этим Чижевский ввёл понятии «психических эпидемий», периодичность которых он связывал с солнечной цикличностью.
В то же время у основоположников так называемого русского космизма –Н.Ф.Фёдорова, П.А.Флоренского и В.С.Соловьёва – наблюдается весьма сильная религиозная окраска этого философского течения. Русский космизм затмил мечты утопистов предшествующих столетий. Фёдоровская «Философия общего дела» фактически провозглашала курс на управление небесными телами, на овладение временем, на необходимость воскрешения (по аналогии с евангельской вестью о воскресении Христа) предшествующих поколений людей. Разумеется, ответа на вопрос о том, как всё это сделать, у Фёдорова не имелось.    
Бессмертие человечества связано с космической ориентацией сознания. Именно в космосе мы можем наткнуться на такие глобальные фантастические вещи, о которых сейчас не догадываемся. Конечно же, космизм Циолковского и Чижевского привлекательнее, чем квазирелигиозная философия Фёдорова. Но нет ли и здесь элементов утопии?

 

 

* * *

Ответ на этот лежит в глубина Космоса. Да. мы живем в информационном обществе, где опыт и знания прошлого постоянно дополняются новейшими открытиями в астрофизике, космологии. Философия космизма пережила немало эпох: когда-то главенствовали одни идеи, потом другие. Но чем ближе мы подходили к 20-му столетию, тем яснее становился факт неправдоподобности религиозных философий о Космосе.
Во-первых: факт создания принципиально нового раздела физики – квантовой механики – окончательно развеял миф о полной идентичности макромира и микромира. Общая теория относительности А. Эйнштейна позволила построить совершенно иную модель Вселенной: предполагалась стационарность Космоса, отсутствие эволюционных процессов и каких-либо изменений.
Однако уже несколько лет спустя А. Фридман подверг всю модель революционным изменением: Вселенная заполнена материей, в ней постоянно происходят изменения, да к тому же она постоянно расширяется!
Появилось понятие «сингулярности» – как заявление о бессмертности материи. Вселенная теперь предстает перед нами как многоликое «создание» из материй и пространств-времен.
Г Гамов предложил теорию «горячей кухни», где подробно и ясно объяснил, что происходит после Большого Взрыва. Как мог Бог или какой-нибудь иной «нематериальный объект» сотворить подобное?
Наш мир материален, духовная его составляющая есть энергетическая  форма той же материи. Энергия превращается в материю, и наоборот! Божественное вмешательство в космические процессы абсурдно и в корне неверно.
Это предположение основывается на том, что Космос еще до конца не изведан нами, людьми. Но все яснее встает фактор материальности происхождения нашего мира, следовательно: космизм в нынешнем его понимании – есть философия космического восприятия всего, что нас окружает. Это особая концепция бытия. Где все взаимосвязано, но первопричина всех событий лежит в самом появлении Вселенной. Вселенная, как известно, безгранична – безгранична и философия космизма.

 

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-18568/




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна